Ремонт зарядного устройства ЗУ-120М
Автомобильное зарядное устройство ЗУ-120М принесли в ремонт после того, как по неосторожности «закоротили» плюсовую и минусовую клеммы. После этого в зарядном устройстве пропало выходное напряжение и оно перестало заряжать аккумуляторы. С подключенным к выходным клеммам аккумулятором, при попытке установить зарядный ток, стрелка индикатора заряда оставалась на нуле. При этом индикатор «сеть» продолжал гореть.

РИС.1 (нажмите для просмотра)
Стоит отметить, что существуют два типа зарядных устройств выполненных на базе ЗУ-120М. Оба типа практически абсолютно одинаковы по внешнему виду и почти не отличаются устройством. Единственным существенным отличием этих зарядных устройств является наличие (отсутствие) электромеханического реле.
В моделях, где такое реле присутствует, невозможно подключение зарядного устройства к электросети 220В без предварительного подключения к соответствующим клеммам заряжаемой аккумуляторной батареи. Проще говоря, с помощью напряжения подключенного аккумулятора замыкаются контакты реле и зарядное устройство оказывается подключенным к сети 220В.
В зарядном устройстве, поступившем в ремонт, такое реле не было установлено. По-этой причине, на выходных клеммах зарядного устройства, напряжение зарядки присутствовало без подключенного аккумулятора. Кратковременное замыкание выходных клемм и привело к неисправности в устройстве.
Проверка при помощи мультиметра показала неисправность тиристора. Но после замены, напряжение зарядки на клеммах не появилось. Восстановить работоспособность устройства удалось после замены транзистора КТ315г (в устройстве два транзистора – желтого цвета КТ315 и красного цвета КТ361). Транзистор КТ315 «прозванивался» как исправный.
Зарядные устройства ЗУ-120М и их аналоги очень распространены. Имеют всего два типовых дефекта – выход из строя тиристора и одного или обоих транзисторов одновременно или по отдельности (из 12 попадавших в ремонт только в одном в дополнение к перечисленным неисправностям был неисправен диодный мост).
Проверку зарядного устройства ЗУ-120М (и подобных), при невозможности установить зарядный ток на подключенном аккумуляторе (стрелка остается на нуле или смещается незначительно), следует начинать с проверки вышеперечисленных деталей.
Автор - А. Бутенко.
СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ: Подключение 3х фазных электродвигателей
Рекомендуем посмотреть - Схемы самодельных зарядных устройств
Популярные материалы:
Программа осциллограф
Формулы расчета в электронике