Простое самодельное зарядное устройство для аккумуляторных батарей емкостью 45, 55 и 60 Ач, питающих бортовую сеть современных легковых автомобилей, можно сравнительно быстро собрать по приведенной ниже схеме.
Нажмите на рисунок для просмотра.
Понижающий трансформатор Т1 – ТН44, он предназначен для питания накальных цепей ламповой радиоаппаратуры напряжением 5 и 6,3 В при токе потребления до 3,5 А. Для включения трансформатора в сеть с напряжением 220 В его первичная обмотка составлена из двух полу-обмоток, соединенных последовательно. Причем переключателем SA1 можно изменять число витков, участвующих в работе, а значит, коэффициент трансформации и, как следствие, ток зарядки аккумуляторной батареи.
Одна пара вторичных обмоток, соединенных последовательно, питает сигнальную лампу HL1 напряжением 12,6 В, индицирующую включение зарядного устройства в сеть.
Другая пара обмоток, рассчитанная на наибольший ток нагрузки, используется для зарядки. Снимаемое с них напряжение подается на выпрямитель, выполненный на диодах VD1-VD4 по мостовой схеме. На выходе выпрямителя стоит сглаживающий конденсатор, который работает лишь при сравнительно небольших (до 1 А) токах зарядки или в случае использования устройства для питания маломощных конструкций.
Заряжаемую аккумуляторную батарею подключают к зажимам ХТ1 и ХТ2 проводниками большого сечения. Ток зарядки контролируют по амперметру РА1 на 5 или 10 А. Степень заряженности батареи определяют обычным способом – по повышению плотности электролита в банках или по его кипению.
Диоды в устройстве могут быть любые другие, рассчитанные на ток не менее 5 А и обратное напряжение не ниже 30 В.