Схема тиристорного зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов представлена на рисунке. Параметры зарядного устройства - плавная регулировка напряжения от 0 до 20 вольт, ток заряда до 10 Ампер (аккумулятор емкостью до 100А\Ч).
Нажмите на рисунок для просмотра.
Тиристорное зарядное устройство состоит из следующих деталей:
Трансформатора TV мощностью 180-200 Вт. Можно использовать трансформатор ТС-180-2, у которого удаляют все обмотки, кроме первичной на 220 В, и наматывают на двух катушках две секции проводом ПЭ диаметром 2-2,5 мм на напряжение 25 В. В каждой секции укладывают 40 витков.
Диоды VD1 и VD2 типа Д242А. Тиристоры VS1 и VS2 типа КУ202Н. Прибор для измерения тока и напряжения можно использовать любой постоянного тока чувствительностью 0,1-1 мА. В зависимости от чувствительности подбирают сопротивление шунта и добавочного резистора.
Диоды VD3-VD6 типа Д227. Стабилитроны VD7, VD8 типа Д814А. Транзисторы VT1 типа КТ361, VТ2 типа КТ315. Резисторы R1, R2 по 33 кОм 0,25 Вт; R3, R4 51 Ом 0,125 Вт; R6 2кОм 0,125Вт; R8 15кОм 0,125Вт; R9 1кОм 0,125Вт; R10 20кОм 0,125Вт; R11 30кОм 0,125Вт; R7 типа СП-0,5 150кОм; R5 510Ом 5Вт - нагрузочный резистор, его используют при настройке зарядного устройства. С1 0,1мкФ.
Для заряда аккумулятор необходимо подключить к клеммам "+" и "-" и, установив переключатель S2 в положение "U", измерить напряжение аккумулятора. Включить устройство в сеть 220 В, установить переключатель в положение "А", а ток заряда резистором R7 равным 0,1 Q.